Главная

 

‘Ата ибн Абу Рабах

‘Амир ибн ‘Абдаллах ат-Тамими

‘Урва ибн аз-Зубайр

Ар-Раби‘ ибн Хусайм

Ияс ибн Му‘авия аль-Музани

‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз и его сын ‘Абд-аль-Малик

Аль-Хасан аль-Басри

Судья Шурайх

Мухаммад ибн Сирин

Раби‘а-ар-райй

Раджа’ ибн Хайва

‘Амир ибн Шурахбиль аш-Ша‘би

Саляма ибн Динар (Абу Хазим аль-А‘радж)

Са‘ид ибн аль-Мусайяб

Са‘ид ибн Джубайр

Мухаммад ибн Васи‘ аль-Азди: предводитель равнодушных к мирским благам в свою эпоху

Мухаммад ибн Васи‘ аль-Азди: украшение факихов

‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз: замечательные эпизоды из его жизни

Мухаммад ибн аль-Ханафийя (сын ‘Али ибн Абу Талиба)

Тавус ибн Кейсан: история с наместником

Тавус ибн Кейсан: наставник

Аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр

Сыля ибн Ашьям аль-‘Адви

‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз: три эпизода из его жизни

‘Али ибн аль-Хусейн ибн ‘Али (Зейн-аль-‘Абидин)

‘Абдаллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни)

Салим, сын ‘Абдаллаха ибн ‘Умара (внук ‘Умара ибн аль-Хаттаба)

Салим ибн ‘Абдаллах ибн ‘Умар: деятельный учёный

‘Абд-ар-Рахман аль-Гафики: правитель Андалусии

‘Абд-ар-Рахман аль-Гафики: герой битвы Балят аш-шухада

Негус (Асхама ибн Абджар)

Руфай‘ ибн Михран Абу аль-‘Алия

Аль-Ахнаф ибн Кайс: предводитель бану Тамим

Аль-Ахнаф ибн Кайс: ученик аль-Фарука

Абу Ханифа ан-Ну‘ман: четыре эпизода из его жизни

Абу Ханифа ан-Ну‘ман: его одарённость и выдающийся ум

Мухаммад ибн Васи‘ аль-Азди

Предводитель равнодушных к мирским благам в свою эпоху

У эмиров есть чтецы и у богачей есть чтецы, а Мухаммад ибн Васи‘ — из чтецов Милостивого.

Малик ибн Динар

Перенесёмся в эпоху правления повелителя верующих Сулеймана ибн ‘Абд-аль-Малика. Вот Язид ибн аль-Мухалляб ибн Абу Суфра, один из разящих мечей ислама, сильный и всегда готовый к сражению наместник Хорасана. Он сражается, ведя за собой войско, состоящее из ста тысяч воинов, не считая добровольцев, стремящихся к мученической смерти и награде от Всевышнего.

Он решил покорить Джурджан и Табаристан. Во главе добровольцев, отправившихся в этот поход вместе с ним, — благородный последователь сподвижников Мухаммад ибн Васи‘ аль-Азди аль-Басри, прозванный «украшением факихов», один из самых усердно поклоняющихся Аллаху людей в Басре, ученик благородного сподвижника и слуги Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Анаса ибн Малика.

* * *

Язид ибн аль-Мухалляб остановился со своим войском в Дихистане. Там жил тюркский народ, известный своей доблестью и силой, а крепости его казались неприступными.

Они каждый день выходили, чтобы сражаться с мусульманами, а когда им приходилось туго или сражение изнуряло их, они возвращались через ущелья в свои укрепления и скрывались в своих высоких крепостях.

* * *

Мухаммад ибн Васи‘ сыграл важную роль в этой войне, несмотря на слабость его тела и немолодой уже возраст. Войску мусульман приносил покой свет веры, которым было озарено его лицо. Воинов ободряло жаркое поминание, слова которого не переставали слетать с его языка. А его мольбы, с которыми он обращался к Аллаху в трудные минуты и которые не оставались без ответа, вселяли спокойствие в сердца воинов.

Обычно, когда командующий начинал сражение, Мухаммад ибн Васи‘ кричал:

— О конница Аллаха, скачи! О конница Аллаха, скачи!

И стоило воинам-мусульманам услышать этот призыв, как они бросались в бой подобно бесстрашным львам. Они спешили на поле битвы, как спешат истомлённые жаждой к прохладной воде в знойный день…

* * *

В одной из этих кровавых и жестоких битв из рядов вражеского войска вышел воин, настолько могучий телом, сильный, дерзкий и решительный, что подобного и представить трудно. Он проносился между рядами, храбро сражаясь — так что в конце концов сумел отбросить мусульман с их позиций и вселить страх в их сердца. Потом он стал вызывать их на поединок. Он бросал вызов и при этом вёл себя высокомерно и повторял свой призыв вновь и вновь.

Тогда Мухаммад ибн Васи‘ собрался сам вступить в поединок с этим воином. Увидев это, мусульмане почувствовали, как боевой дух их поднимается. Им захотелось уберечь шейха. Один из них обернулся к шейху, заклиная его не делать этого, и попросил его предоставить это дело ему.

Шейх, уважая клятву воина, уступил ему и обратился к Аллаху с мольбой за него, прося даровать ему победу и поддержать его.

* * *

Воины сошлись в поединке. Сражаясь, они были похожи на двух сильных львов. Взоры и сердца воинов устремились к ним.

Они сражались долго. Наконец бой изнурил обоих, и они из последних сил одновременно нанесли друг другу мечами удары по голове, и меч тюрка застрял в шлеме мусульманина, тогда как меч мусульманина опустился прямо на лоб тюрка, раскроив ему голову.

Воин-победитель вернулся в ряды мусульман, держа в руке свой меч, с которого по-прежнему капала кровь, а в его шлеме сверкал на солнце застрявший в нём вражеский меч.

Мусульмане встретили его восклицаниями «Нет божества, кроме Аллаха», «Аллах Велик» и «Хвала Аллаху».

Язид ибн аль-Мухалляб оглядел вражеский меч, застрявший в железе шлема, и воскликнул:

— Молодец, воин! Что это за человек?

Ему ответили:

— Это человек, обретший благодать мольбы Мухаммада ибн Васи‘ аль-Азди…

* * *

После гибели тюркского воина положение изменилось. Страх распространялся во вражеском войске, как пламя, охватившее солому, тогда как мусульмане, напротив, приободрились и воодушевились и воспрянули духом. Они хлынули на врагов мощным потоком и окружили их железным ошейником, отрезав их от воды и продовольствия. Их царь вынужден был запросить мира.

Он послал к Язиду гонца, предлагая заключить мир и объявляя о своей готовности передать ему свои владения со всеми богатствами и людьми, если он гарантирует безопасность ему самому, его семье и имуществу. Язид согласился заключить мир и поставил условие о том, что царь должен будет выплатить частями семьсот тысяч дирхемов.

Четыреста тысяч он должен был заплатить сразу же, а также передать мусульманам четыреста вьючных животных, гружённых шафраном, а также четыреста человек, каждый с серебряной чашей в руке, плащом из шёлковой ткани, плащом из ворсистой ткани и отрезом шёлка для жён воинов-мусульман.

* * *

После завершения сражения Язид ибн аль-Мухалляб велел своему казначею:

— Посчитай для нас добычу, чтобы мы могли отдать каждому то, что ему причитается.

Казначей вместе со своими помощниками пытался пересчитать добычу, но это оказалось слишком сложной задачей. Поэтому он разделил примерно с согласия воинов.

* * *

Среди трофеев мусульмане обнаружили венец из чистого золота, украшенный жемчугом и драгоценными камнями и искусной резьбой. Люди не могли глаз оторвать от диковинки. Язид взял венец в руки и поднял его так, чтобы все воины могли видеть его, после чего спросил:

— Как думаете, найдётся ли человек, который откажется взять этот венец?

Люди сказали в ответ:

— Да дарует Аллах благо предводителю… Кто же откажется от него?

Он сказал:

— Вы увидите, что в общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) всё ещё можно найти человека, который откажется взять этот венец и целую кучу таких венцов размером с землю.

Потом он повернулся к слуге и велел:

— Пойди, позови Мухаммада ибн Васи‘ аль-Азди.

Слуга отправился на поиски Мухаммада и в конце концов нашёл его в отдалённом месте, где он стоял в одиночестве, совершая добровольную молитву, обращаясь к Аллаху с мольбами и испрашивая у Него прощения.

Слуга сказал:

— Предводитель зовёт тебя и велит тебе явиться к нему немедленно.

Мухаммад пошёл за слугой. Подойдя к командующему, он поприветствовал его и сел рядом с ним. Тот ответил на его приветствие ещё лучшим, после чего поднял венец, который держал в руке, и сказал:

— Абу ‘Абдаллах, войску мусульман достался вот этот очень ценный венец. И я решил отдать его тебе. Пусть он будет частью твоей доли добычи. Мусульмане согласились с этим.

Мухаммад переспросил:

— Ты сделал его частью моей доли, о предводитель?!

Тот ответил:

— Да.

Мухаммад сказал:

— Я не нуждаюсь в нём, о предводитель, и да воздаст Аллах тебе и им благом.

Язид сказал:

— Я заклинаю тебя Аллахом, ты должен непременно взять его.

Услышав, что командующий клянётся, Мухаммад ибн Васи‘ взял венец. А потом попросил разрешения уйти и удалился.

Кто-то из тех, кто не знал шейха, сказал:

— Ну? Вот он взял венец и ушёл с ним…

Язид велел одному из своих слуг последовать за шейхом так, чтобы тот ничего не заметил, и посмотреть, что он сделает с венцом, чтобы потом рассказать об этом мусульманам.

И слуга пошёл за ним, соблюдая осторожность. Мухаммад не знал, что за ним кто-то следит.

Он шёл по дороге, держа в руке венец, пока ему не повстречался нищий в лохмотьях и с взъерошенными волосами, который просил подаяния:

— Подайте из имущества Аллаха…

Шейх посмотрел направо, потом налево, потом назад. Убедившись, что рядом нет никого, кто мог бы его увидеть, он протянул венец нищему и радостный, пошёл своей дорогой, как будто сбросил с плеч тяжёлую ношу.

Слуга взял нищего за руку и привёл к командующему, рассказав всё, как было. Командующий взял у нищего венец и дал ему взамен столько денег, что тот удовольствовался. Потом он повернулся к воинам и сказал:

— Разве я не говорил вам, что в общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) всё ещё можно найти человека, который откажется взять этот венец и целую кучу таких венцов?..

* * *

Мухаммад ибн Васи‘ сражался под знамёнами Язида ибн аль-Мухалляба, пока не наступил сезон хаджа.

Когда времени осталось совсем мало, Мухаммад зашёл к Язиду и попросил у него разрешения совершить хадж.

Язид сказал ему:

— Я даю тебе разрешение, Абу ‘Абдаллах. Иди куда пожелаешь. Я велю дать тебе немного денег, которые помогут тебе в совершении хаджа.

Мухаммад спросил:

— Ты дашь столько же каждому из своих воинов, о предводитель?

Язид ответил:

— Нет.

Мухаммад сказал:

— Не нужно давать мне ничего, если воины мусульман не получат то же самое.

И он попрощался с ним и ушёл.

* * *

Отъезд Мухаммада ибн Васи‘ опечалил и Язида ибн аль-Мухалляба, и воинов, которые были счастливы иметь такого боевого товарища. Им было жаль, что их победоносное войско лишилось благодати этого человека, и они желали, чтобы он вернулся к ним после совершения хаджа.

И это не удивительно. Каждый командующий мусульманскими войсками желал бы иметь Мухаммада ибн Васи‘ аль-Азди, одного из самых усердно поклоняющихся Аллаху людей в Басре, в составе своего войска, — столько блага и благодати приносил этот человек.

Воины надеялись, что Всевышний Аллах пошлёт им помощь и победу благодаря его благим мольбам и сопровождавшей его повсюду благодати.

* * *

Что может быть прекраснее этих душ, которые их обладателям казались ничтожными, тогда как пред Аллахом и в глазах людей они были великими!

И что прекраснее истории, которой посчастливилось блеснуть такими уникальными людьми!

До новой встречи с усердно поклонявшимся Аллаху жителем Басры Мухаммадом ибн Васи‘!