Главная

 

‘Ата ибн Абу Рабах

‘Амир ибн ‘Абдаллах ат-Тамими

‘Урва ибн аз-Зубайр

Ар-Раби‘ ибн Хусайм

Ияс ибн Му‘авия аль-Музани

‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз и его сын ‘Абд-аль-Малик

Аль-Хасан аль-Басри

Судья Шурайх

Мухаммад ибн Сирин

Раби‘а-ар-райй

Раджа’ ибн Хайва

‘Амир ибн Шурахбиль аш-Ша‘би

Саляма ибн Динар (Абу Хазим аль-А‘радж)

Са‘ид ибн аль-Мусайяб

Са‘ид ибн Джубайр

Мухаммад ибн Васи‘ аль-Азди: предводитель равнодушных к мирским благам в свою эпоху

Мухаммад ибн Васи‘ аль-Азди: украшение факихов

‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз: замечательные эпизоды из его жизни

Мухаммад ибн аль-Ханафийя (сын ‘Али ибн Абу Талиба)

Тавус ибн Кейсан: история с наместником

Тавус ибн Кейсан: наставник

Аль-Касим ибн Мухаммад ибн Абу Бакр

Сыля ибн Ашьям аль-‘Адви

‘Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз: три эпизода из его жизни

‘Али ибн аль-Хусейн ибн ‘Али (Зейн-аль-‘Абидин)

‘Абдаллах ибн Суваб (Абу Муслим аль-Хауляни)

Салим, сын ‘Абдаллаха ибн ‘Умара (внук ‘Умара ибн аль-Хаттаба)

Салим ибн ‘Абдаллах ибн ‘Умар: деятельный учёный

‘Абд-ар-Рахман аль-Гафики: правитель Андалусии

‘Абд-ар-Рахман аль-Гафики: герой битвы Балят аш-шухада

Негус (Асхама ибн Абджар)

Руфай‘ ибн Михран Абу аль-‘Алия

Аль-Ахнаф ибн Кайс: предводитель бану Тамим

Аль-Ахнаф ибн Кайс: ученик аль-Фарука

Абу Ханифа ан-Ну‘ман: четыре эпизода из его жизни

Абу Ханифа ан-Ну‘ман: его одарённость и выдающийся ум

Мухаммад ибн Васи‘ аль-Азди

Украшение факихов

Поистине, один палец Мухаммада ибн Васи‘ аль-Азди дороже мне, чем тысяча обнажённых мечей в руках тысячи юношей в расцвете сил!

Кутайба ибн Муслим

Перенесёмся в 87 год хиджры. Вот он, — гордость мусульман, полководец-триумфатор Кутайба ибн Муслим аль-Бахили, ведёт своё войско из Мерва в Бухару. Он намерен покорить оставшиеся области Мавераннахра и предпринять поход на приграничные области Китая, возложив на их жителей выплату подушной подати — джизьи.

Но не успел Кутайба переправиться через реку Сырдарья, как жители Бухары, узнав о его приближении, стали готовиться к сражению, и со всех сторон зазвучали походные барабаны. Они позвали на помощь соседей — жителей Согда, тюрков и китайцев, а также многих других.

К ним стало подходить подкрепление — войска, состоящие из людей разных цветов кожи и национальностей, говорящих на разных языках и исповедующих разные религии. Враг оказался в несколько раз многочисленнее мусульман. К тому же они перекрыли дороги, ограничив передвижения мусульман, отрезав пути и закрыв границы.

Кутайбе ибн Муслиму не удалось даже подослать к ним маленький отряд, который должен был разведать положение на территории врага и снабдить командующего добытыми сведениями.

Отдельные люди, которых он посылал на разведку, также не смогли ничего сделать.

* * *

Кутайба ибн Муслим встал лагерем близ города Бейкенд и стоял на месте, не продвигаясь вперёд и не отходя назад. Каждый день с первыми лучами солнца враг выходил к нему для сражения и между отрядами двух войск происходили стычки. А ночью вражеские отряды возвращались в свои надёжные крепости. Так продолжалось два месяца. Кутайба пребывал в растерянности, не зная, что делать дальше.

Он не знал, отступать ему или, наоборот, наступать.

Мусульмане всех областей вскоре узнали о положении, в котором оказался Кутайба со своим войском. И мусульмане стали опасаться за огромное непобедимое войско и его великого командующего, которого ещё никто не смог одолеть.

Наместникам было велено обращаться к Аллаху с мольбами за мусульманские войска, которые оказались в трудном положении в землях Мавераннахра, после каждой обязательной молитвы.

И в мечетях мусульман зазвучали слова мольбы, с которой мусульмане обращались за Кутайбу и его воинов. Имамы читали ду‘а-кунут в каждой обязательной молитве. На помощь к доблестному войску устремились очень многие во главе с благородным последователем сподвижников Мухаммадом ибн Васи‘ аль-Азди.

* * *

У Кутайбы ибн Муслима был разведчик из числа неарабов, известный своей сообразительностью, проницательностью, мудростью и острым умом. Его звали Тейзар. Враги переманили его на свою сторону, щедро одарив его. Они потребовали от него использовать свою хитрость и острый ум для того, чтобы ослабить мусульман и заставить их покинуть их земли без боя.

* * *

Тейзар зашёл к Кутайбе ибн Муслиму аль-Бахили. А у него в это время сидели его командующие и наиболее благородные воины. Сев рядом с ним, Тейзар наклонился и прошептал ему в ухо:

— Распусти своё собрание, о предводитель. Если, конечно, пожелаешь.

Кутайба сделал знак присутствующим, и все они поднялись и ушли, кроме Дырара ибн аль-Хусейна, которому Кутайба велел остаться.

Тогда Тейзар повернулся к Кутайбе и сказал:

— У меня для тебя новости, предводитель.

Командующий с нетерпением спросил:

— Какие же?

Тейзар ответил:

— Повелитель верующих в Дамаске снял с должности аль-Хаджжаджа ибн Юсуфа ас-Сакафи и всех командующих, находившихся в его подчинении, в том числе и тебя. И он назначил новых командующих и уже послал их, чтобы они заняли свои новые должности. Твой заместитель прибудет со дня на день. И я считаю, что тебе следует увести войско из этих земель и вернуться в Мерв, чтобы разобраться со своими делами подальше от полей сражения.

* * *

Едва Тейзар закончил свою речь, как Кутайба ибн Муслим позвал своего слугу Сияха и, когда тот явился, велел ему:

— Сиях, отруби голову этому предателю!

И тот отрубил Тейзару голову и удалился.

Кутайба повернулся к Дырару ибн аль-Хусейну и сказал:

— Никто на земле не слышал этого известия, кроме нас с тобой. И я клянусь Высочайшим и Великим Аллахом, что если оно дойдёт до чьих-нибудь ушей, прежде чем мы завершим нашу войну, я отправлю тебя вслед за этим предателем! Если тебе дорога твоя жизнь, то держи язык за зубами. И знай, что распространение этого известия ослабит воинов и принесёт нам сокрушительное поражение.

Потом он разрешил людям войти к нему. Увидев убитого Тейзара, тело которого лежало на земле в луже крови, люди остановились и стояли молча, растерянные и напуганные.

Кутайба сказал им:

— Почему вас так напугало убийство этого подлого предателя?

Они ответили:

— Мы думали, он искренне служит мусульманам и предан нам…

Кутайба сказал:

— Нет, он обманывал нас. И Аллах наказал его за это.

Потом он возвысил голос и воззвал:

— А теперь отправляйтесь сражаться с вашим врагом! И на этот раз встретьтесь с ним не с такими сердцами, с которыми вы встречались с ним прежде!

* * *

Воины выполнили приказ своего командующего Кутайбы ибн Муслима и перешли границы, чтобы встретиться с врагом. Когда оба войска построились друг против друга, мусульмане увидели, что их враг заметно превосходит их численностью и хорошо вооружён.

Это наполнило их сердца страхом. Кутайба понял, какие чувства испытывают его воины. Он стал ходить между рядами, обращаясь к воинам с речами, призванными поднять боевой дух и разжечь в сердцах благородный пыл и укрепить решимость воинов.

Потом он огляделся и спросил:

— А где Мухаммад ибн Васи‘ аль-Азди?

Ему сказали:

— Он там, на правом фланге, о предводитель.

Кутайба спросил:

— Что он делает?

Ему ответили:

— Опёрся на своё копьё, вперил взгляд во врага и шевелит пальцем, указывая на небеса… Позвать его, о предводитель?

Кутайба ответил:

— Нет… Оставьте его.

А потом добавил:

— Клянусь Аллахом, поистине, один палец Мухаммада ибн Васи‘ аль-Азди дороже мне, чем тысяча обнажённых мечей в руках тысячи юношей в расцвете сил!.. Оставьте его, пусть обращается к Аллаху с мольбами. Ведь все мы знаем, что его мольбы не остаются без ответа.

* * *

Два войска сошлись и стали сражаться, как разъярённые львы, схлестнулись, подобно двум огромным волнам во время шторма.

И Всевышний Аллах ниспослал сердцам мусульман покой и умиротворение и помог им духом от Него.

Они сражались с врагом весь день, а когда настала ночь, Аллах сотряс стопы многобожников и вселил в их сердца страх. Они побежали, а мусульмане преследовали их, убивая и захватывая в плен.

Тогда они запросили мира и согласились выплачивать джизью. Кутайба заключил с ними мирный договор.

* * *

Среди пленных оказался скверный и злонравный человек, который настраивал свой народ против мусульман и побуждал их идти против них.

Он сказал Кутайбе ибн Муслиму:

— Я заплачу выкуп за свою жизнь, о предводитель.

Его спросили:

— А сколько ты заплатишь?

Он ответил:

— Пять тысяч мотков китайского шёлка стоимостью в тысячу тысяч.

Кутайба повернулся к своим командующим и спросил:

— Что вы об этом думаете?

Они ответили:

— Мы считаем, что это имущество увеличит добычу мусульман. Да и после одержанной победы нам нечего бояться влияния этого человека и ему подобных.

Кутайба повернулся к Мухаммаду ибн Васи‘ аль-Азди и спросил:

— А ты что скажешь, о Абу ‘Абдаллах?

Он ответил:

— О предводитель, поистине, мусульмане вышли из своих земель не для того, чтобы собирать военную добычу и приумножать имущество. Они вышли ради того, чтобы снискать довольство Аллаха и Его награду и распространять Его религию на земле и одерживать верх над Его врагами.

Кутайба сказал:

— Да воздаст тебе Аллах благом… Клянусь Аллахом, я не позволю ему пугать женщину-мусульманку после этого дня, даже если он принесёт мне все сокровища мира в качестве выкупа.

И он велел казнить злодея.

* * *

Мухаммад ибн Васи‘ поддерживал связь не только с Язидом ибн аль-Мухаллябом и Кутайбой ибн Муслимом аль-Бахили, но и с другими наместниками и командующими Омейядов. В их числе был и наместник Басры Биляль ибн Абу Бурда. До нас дошло немало историй, главными героями которых были Мухаммад ибн Васи‘ и этот наместник.

Рассказывают, что однажды Мухаммад ибн Васи‘ зашёл к нему, а на нём была грубая шерстяная рубаха. Биляль ибн Абу Бурда спросил его:

— Что заставляет тебя носить эту грубую одежду, о Абу ‘Абдаллах?

Шейх смотрел в сторону, не отвечая.

Наместник спросил:

— Почему же ты не отвечаешь мне, о Абу ‘Абдаллах?

Мухаммад ибн Васи‘ сказал:

— Я не хочу говорить, что делаю это, проявляя равнодушие к мирским благам, потому что тогда получится, что я хвалю себя. И я не хочу говорить, что поступаю так из-за бедности, потому что тогда получится, что я жалуюсь на своего Господа. Я не желаю ни того, ни другого.

Наместник спросил:

— Есть ли у тебя какая-нибудь просьба, которую я могу исполнить, о Абу ‘Абдаллах?

Шейх ответил:

— Что до меня, то у меня нет просьб, с которыми бы я обращался к кому бы то ни было из людей… Я пришёл к тебе, чтобы попросить за одного брата-мусульманина. Если Аллах пожелает, ты удовлетворишь эту просьбу и будешь хвалимым. А если Аллах не пожелает, то ты не исполнишь эту просьбу, и у тебя будет оправдание.

Наместник сказал:

— Мы исполним эту просьбу с позволения Аллаха.

Потом наместник повернулся к Мухаммаду ибн Васи‘ и спросил:

— Что ты скажешь о предопределении и судьбе, о Абу ‘Абдаллах?

Он сказал:

— О предводитель… Поистине, Всевышний Аллах не станет спрашивать Своих рабов в Судный день о предопределении и судьбе. Он спросит их об их деяниях.

Наместник устыдился и замолчал.

Пока он сидел у наместника, наступило время обеда. Наместник пригласил Мухаммада ибн Васи‘ пообедать с ним. Он настаивал, но шейх всё находил отговорки.

Наместник разгневался и воскликнул:

— Я вижу, ты не желаешь пробовать нашу еду, о Абу ‘Абдаллах!

Шейх ответил:

— Не говори так, о предводитель… Клянусь Аллахом, поистине, лучшие из вас, предводителей, дороже для нас, чем собственные сыновья и самые близкие родственники.

* * *

Мухаммаду ибн Васи‘ несколько раз предлагали занять должность судьи, однако он отказывался и всеми силами старался избежать назначения на подобный пост, из-за чего ему даже довелось пострадать.

Однажды Мухаммад ибн аль-Мунзир начальник городской стражи в Басре, вызвал его к себе и сказал:

— Поистине, правитель Ирака велел мне пригласить тебя на должность судьи.

Шейх сказал:

— Избавьте меня от этого, и да дарует вам Аллах благополучие.

Тот повторил ему свою просьбу во второй и в третий раз. Но Мухаммад ибн Васи‘ решительно отказался.

Наконец начальник стражи сказал:

— Клянусь Аллахом, либо ты станешь судьёй, либо я дам тебе триста плёток и ещё и опозорю!

Шейх ответил:

— Если ты собираешься поступить так — что ж, тебе ничто не мешает. И поистине, подвергающийся мучениям в мире этом лучше подвергающегося мучениям в мире вечном.

Начальник стражи устыдился и отпустил его.

* * *

В мечети Басры вокруг Мухаммада ибн Васи‘ собиралось множество искателей знания, для которых он служил источником мудрости и благих наставлений.

Книги по истории и сборники жизнеописаний полны сообщений об этих его собраниях.

Например, рассказывают, что как-то раз один человек сказал:

— Дай мне наставление, о Абу ‘Абдаллах.

Шейх ответил:

— Я наказываю тебе быть царём в этом мире и в мире вечном.

Тот человек в изумлении спросил:

— Как же мне это сделать, о Абу ‘Абдаллах?!

Шейх ответил:

— Будь равнодушен к тленным мирским благам, и ты станешь царём здесь, обходясь без того, что принадлежит людям, и ты станешь царём там, преуспев и обретя благую награду у Аллаха.

А другой человек как-то сказал ему:

— Поистине, я люблю тебя ради Аллаха, о Абу ‘Абдаллах.

Шейх ответил:

— Да полюбит тебя Аллах, ради Которого ты полюбил меня.

И он ушёл со словами:

— О Аллах, прошу у Тебя защиты от того, чтобы меня любили ради Тебя, а Ты при этом ненавидел меня.

Каждый раз, когда Мухаммад ибн Васи‘ слышал, как люди хорошо отзываются о нём, хвалят его и восхищаются его богобоязненностью и поклонением, он говорил им:

— Если бы грехи пахли, то никто из вас не смог бы приблизиться ко мне из-за исходящего от меня зловония!

* * *

Мухаммад ибн Васи‘ неустанно побуждал своих учеников следовать Книге Аллаха и жить в соответствии с ней.

Он говорил:

— Коран — сад верующего. С какого бы места он ни читал его, он оказывается в прекрасном саду.

Он также наказывал им не переедать:

— Кто ест мало, понимает и объясняет и помогает понять другим. А если человек ест много, то становится тяжёлым на подъём, и это отвращает его от многого из того, к чему он стремится.

* * *

Мухаммад ибн Васи‘ достиг высот в богобоязненности и благочестии. До нас дошло немало историй, подтверждающих это. Например, сообщается, что однажды Мухаммад ибн Васи‘ стоял на рынке, продавая своего осла, и один человек спросил его:

— Удовольствуешься ли ты, если я возьму его себе, о шейх?

Мухаммад ибн Васи‘ ответил:

— Если бы я сам был доволен им, то не стал бы продавать его.

* * *

Мухаммад ибн Васи‘ прожил всю свою жизнь, боясь своих грехов. Он очень боялся предстать перед Господом. Когда его спрашивали:

— Как ты встретил утро, о Абу ‘Абдаллах?

Он отвечал:

— Я встретил его так, что смертный час мой близок, надежда моя далеко, а деяния мои скверны.

Заметив удивление на лице спрашивающего, шейх добавлял:

— Что вы думаете о человеке, который каждый день приближается к миру вечному на мархалю?!

* * *

Когда Мухаммад ибн Васи‘ заболел своей предсмертной болезнью, люди стали навещать его. Их было очень много. Одни выходили, другие заходили, и дом постоянно был наполнен людьми, стоявшими и сидевшими.

Мухаммад ибн Васи посмотрел на одного из своих близких друзей и сказал:

— Вот скажи мне, от чего смогут избавить меня все эти люди в Судный день, когда нас потащат за головы и за ноги? И какую пользу они принесут мне, когда меня бросят в Огонь?

Потом он обратился к Господу со словами:

— О Аллах, поистине, я прошу у Тебя прощения за каждое скверное стояние, за каждое скверное сидение, за каждое скверное вхождение, за каждый скверный выход, за каждое скверное деяние, за каждое скверное слово. О Аллах! Поистине, я прошу у Тебя прощения за всё это, прости же меня… Я шлю тебе приветствие моё до того, как буду отягощён.

После этого он испустил дух.