Главная

 

Том 1  Том 2  Том 3

 

[Предисловия и вступительные статьи]

Толкование суры «Аль-Фатиха» («Открывающая Коран»)

Толкование суры «Аль-Бакара» («Корова»)

Толкование суры «Аль Имран» («Семейство Имрана»)

Толкование суры «Ан-Ниса» («Женщины»)

Толкование суры «Аль-Маида» («Трапеза»)

Толкование суры «Аль-Анам» («Скот»)

Толкование суры «Аль-Араф» («Ограды»)

Толкование суры «Аль-Анфаль» («Трофеи»)

Толкование суры «Ат-Тауба» («Покаяние»)

Об авторе

Абу Абдуллах Абд ар-Рахман б. Насир б. Абдуллах б. Насир ас-Саади был выходцем из рода Тамим. Он родился в г. Унайза (область Эль-Касим) 12 мухаррама 1307 г.х. Когда ему было всего четыре года, скончалась его мать, а спустя еще три года скончался его отец. Ребенок вырос сиротой, но получил хорошее воспитание. Его прозорливый ум и сильное желание постичь знания привлекали внимание окружающих. После смерти отца он начал изучать Коран и заучивать его наизусть. Когда ему было одиннадцать лет, он прекрасно знал наизусть Коран целиком. Он начал изучать шариатские науки у богословов родного города и посещал лекции тех, кто приезжали в Унайзу. Благодаря своему усердию он сумел хорошо усвоить каждую из шариатских наук, а когда ему исполнилось двадцать три года, он стал преподавать шариат другим. Несмотря на это, он не перестал углублять свои познания и не терял времени даром. К 1350 г.х. ему удалось стать одним из крупнейших богословов своего города, а молодые студенты стремились попасть в число его учеников.

Некоторые из учителей автора

Первым, кто обучил его Священному Корану, был шейх Ибрахим б. Хамад б. Джасир. Абу Абдуллах всегда восхищался тем, насколько прекрасно его учитель знал хадисы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и часто рассказывал о его богобоязненности, а также любви и сострадательности к беднякам. Он вспоминал о том, как холодным зимним днем к шейху пришел бедняк. На нем в тот день было две рубашки, и он снял одну из них и подарил тому бедняку, хотя был небогатым человеком и сам нуждался в ней. Да смилостивится над ним Аллах!

Его другим учителем был шейх Мухаммад б. Абд аль-Карим аш-Шибал, обучивший его мусульманскому праву, арабскому языку и другим наукам. Шейх Салих б. Усман, бывший судья г. Унайза, преподавал ему единобожие, толкование Корана, основы и законоположения мусульманского права, а также арабский язык. Большую часть своих знаний он приобрел именно у него и повсюду сопровождал его вплоть до его смерти.

Вместе с тем он обучался у шейхов Абдуллаха б. Айида, Сааба аль-Кувейджири, Али ас-Санани и Али ан-Насира Абу Вадая. Последний обучил его науке о хадисах, шести основным сборникам хадисов и многим другим преданиям, вознаградив его соответствующим свидетельством.

Среди его учителей был известный ученый Мухаммад б. Абд аль-Азиз аль-Мухаммад аль-Мани, который также преподавал ему в Унайзе. Когда же его родной город посетил шейх Мухаммад аш-Шанкыти, он присутствовал на его лекциях, посвященных толкованию Корана, науке о хадисах и терминологии, а также грамматике и морфологии арабского языка.

О его благонравии

Абу Абдуллах обладал множеством замечательных качеств и был удивительно скромным человеком. Он был прост в общении с детьми и стариками, богачами и бедняками. Часть своего времени он всегда уделял тем, кто хотел побеседовать с ним, и такие беседы всегда носили религиозный характер. Он любил обсуждать религиозные и общественные проблемы, и гости извлекали много полезного из его рассказов и проповедей. Даже простые беседы с ним зачастую превращались в религиозные собрания. Он умел находить общий язык с разными людьми и всегда подбирал такие темы для разговоров, которые могли принести пользу собеседникам как при жизни на земле, так и после смерти. Когда люди просили его разрешить какой-либо спор, он умел принять справедливое решение, удовлетворявшее обе стороны.

Шейх сочувствовал бедным, нуждающимся и неимущим странникам и, по мере своих возможностей, протягивал им руку помощи. При каждом удобном случае он призывал людей, любящих делать добро, помогать нуждающимся. Он был поистине добропорядочным, целомудренным и честным человеком, добросовестно выполнявшим любое начатое дело. Его по праву считали одним из самых образованных и благоразумных людей. Он часто устраивал дискуссии между своими преуспевающими учениками, чтобы сделать их мышление острым, и даже назначал премии для тех, кто заучивал религиозные тексты наизусть.

Он часто советовался со своими учениками при выборе наиболее полезной книги для последующего обучения. При этом он склонялся на сторону большинства, а когда голоса разделялись поровну, он принимал решение самостоятельно. Его занятия никогда не приедались ученикам, даже если они занимали много времени, потому что каждый присутствующий получал от них удовольствие. Да поможет Аллах нам и всем остальным верующим наилучшим образом использовать свое время и запастись нетленными благодеяниями!

О его глубоких знаниях

Шейх всесторонне разбирался в основах и законоположениях мусульманского права. Следуя по стопам своих учителей, в молодости он придерживался ханбалитской религиозно-правовой школы и выучил наизусть несколько произведений богословов этого толка. Тогда же он написал труд, посвященный мусульманскому праву, и сочинил стихотворение в размере раджаз, состоящее из около 400 бейтов. К нему он написал краткий комментарий, но впоследствии отказался его опубликовывать, потому что он отражал его ранние воззрения.

В течение долгого времени он изучал труды Ибн Теймийи и его ученика Ибн аль-Каййима, а также многих других авторов. Приобретя глубокие знания в области единобожия, толкования Корана, мусульманского права и других полезных наук, он перестал придерживаться исключительно взглядов ханбалитской школы и стал отдавать предпочтение тем мнениям, которые опираются на священные тексты. Несмотря на это, в отличие от некоторых одержимых, он никогда не оскорблял тех, кто придерживался традиционных правовых школ. Да поможет Аллах и нам всегда принимать только правильные решения!

Он достиг больших высот в области толкования Корана, изучил целый ряд различных толкований, овладел этой удивительной наукой и написал прекрасное толкование Корана в нескольких томах. Этот труд был написан экспромтом, потому что у автора не было достаточно времени не только для составления более пространного толкования, но и для сочинения других книг. Зачастую он истолковывал аяты на уроках без подготовки и разъяснял ученикам смысл и пользу коранических откровений. Ему удавалось добраться до истинного смысла аятов и сделать из них много полезных выводов, а его слушателям хотелось, чтобы он никогда не смолкал, потому что его речь была прекрасна, а доводы и повествования — убедительны. Каждый, кто присутствовал на его лекциях или разбирал вместе с ним шариатские вопросы, становился свидетелем его всесторонних глубоких познаний. То же самое можно сказать о каждом, кто знаком с его произведениями и фетвами.

Произведения автора

  1. Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милостивого». Работа над этой книгой была завершена в 1344 г. х.
  2. «Комментарии к мусульманскому праву, дополняющие все книги, используемые ханбалитской школой». Этот труд не был опубликован.
  3. «Наставление разумных и здравомыслящих людей для изучения мусульманского права самым коротким и легким путем». Эта книга, составленная в форме вопросов и ответов, была опубликована издательством «Матбаат ат-Таракки» в Дамаске в 1365 г. х. на пожертвование автора и раздавалась бесплатно.
  4. «Жемчужина с кратким изложением преимуществ ислама». Эта книга была опубликована в издательстве «Матбаат Ансар ас-Сунна» в 1366 г. х.
  5. «Полезные проповеди, соответствующие эпохе». После того как к шейху перешло право читать проповеди в его городе, он старался каждую пятницу и каждый праздник выступать с проповедями, соответствующими его эпохе и затрагивающими важные темы, в осмыслении которых нуждались люди. Впоследствии он собрал свои выступления и опубликовал их на собственные средства вместе с предыдущей книгой в издательстве «Матбаат Ансар ас-Сунна». Эта книга тоже раздавалась бесплатно.
  6. «Замечательные принципы толкования Корана». Эта книга была опубликована в издательстве «Матбаат Ансар ас-Сунна» в 1366 г.х. и роздана бесплатно.
  7. «Оберегание религии, ее носителей и последователей от измышлений аль-Кусейми». Эта книга была опубликована в издательстве «Дар аль-Кутуб аль-Арабийя» на пожертвования известного в Хиджазе шейха Мухаммада Эфенди Нусейфа в 1366 г.х.
  8. «Ясная и очевидная истина, или комментарии к единобожию пророков и посланников».
  9. «Убедительное и удовлетворительное разъяснение». Эта книга является комментарием к касыде «Ан-Нунийя» шейха Ибн аль-Каййима.
  10. «Необходимость взаимопомощи между мусульманами и вопрос о религиозной борьбе». Три последние книги были изданы в Каире в издательстве «Аль-Матбаа ас-Салафийя» на средства автора и распространены бесплатно.
  11. «Здравое слово о целях единобожия». Эта книга была издана в Египте в издательстве «Матбаат аль-Имам» на пожертвование шейха Абд аль-Мухсина Абу Баттына в 1367 г.х.
  12. «Краткое изложение принципов мусульманского права». Этот труд не был опубликован.
  13. «Облегчение от Проницательного о сущности толкования Корана». Эта книга была издана в издательстве «Матбаат аль-Имам» на пожертвования автора и группы благотворителей и роздана бесплатно.
  14. «Цветущие сады». Эта книга впервые была издана в издательстве «Матбаат аль-Имам».

Сохранились многочисленные письменные заметки шейха и его ответы на вопросы, которые ему задавали жители Унайзы и других областей. Помимо этого, сохранились примечания на полях разных книг, попадавших ему в руки. Писать для него не составляло никакого труда, и поэтому его фетвы и сочинения представляют собой большое собрание. Он переписал известное поэтическое произведение Ибн Абд аль-Кави и собрался написать к нему комментарий, но решил, что этот труд окажется для него тяжелым. Тогда он объединил это произведение с книгой «Аль-Инсаф» и переписал их своей рукой, чтобы люди могли легче понять его. Эту работу можно было назвать комментарием к вышеупомянутым стихам, но мы не причислили ее к его произведениям.

Наивысшей целью шейха при составлении сочинений было распространение знаний и призыв к истине, и поэтому он делал все возможное для того, чтобы опубликовать свои произведения. Он не пытался посредством этого обрести преходящие мирские блага и не охотился за богатством. Он раздавал свои книги бесплатно, чтобы они приносили пользу всем желающим. Пусть же Аллах воздаст ему добром от имени ислама и всех мусульман, а нас вдохновит совершать только богоугодные деяния!

Кончина шейха

Посвятив свою жизнь целиком науке, Абу Абдуллах Абд ар-Рахман б. Насир ас-Саади скончался в возрасте 69 лет. Это произошло в его родном городе в 1376 г.х. Да смилостивится над ним Аллах!

Предисловие к арабскому изданию

Хвала Аллаху, ниспославшему Писание, в котором нет лжи! Свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и что Мухаммад — Его раб и посланник. Мир и благословение этому Пророку, его роду и его сподвижникам!

Сострадание и мудрость Аллаха требовали ниспослания Писания, которое разъяснит человечеству все необходимое, и поэтому Всевышний Аллах сделал Свое писание ясным руководством и убедительным доводом для каждого мусульманина. Всевышний помогает людям запоминать его, читать его надлежащим образом и находить благодаря нему прямой путь. Он сказал: «Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли среди вас поминающие?» (54:17).

Он ниспослал Откровение на ясном арабском языке и обязался сохранить его и донести до всего человечества. Он помогает богословам правильно истолковывать его аяты и обучать людей его смыслу и содержанию. Благодаря этому одни становятся на прямой путь, а другие лишаются оправдания собственному неверию.

Многие богословы составляли толкования Священного Корана, каждое из которых отражало их уровень познаний в этой области. Одни истолковывали коранические аяты посредством других коранических откровений. Другие истолковывали Писание посредством дошедших до нас рассказов и повествований. Третьи раскрывали его смысл путем грамматического анализа предложений. Четвертые уделяли особое внимание аятам, из которых вытекают законы шариата.

Многоуважаемый шейх Абд ар-Рахман б. Насир ас-Саади был одним из тех, кому удалось внести большой вклад в мусульманское богословие. Написанное им толкование «Облегчение от Великодушного и Милостивого» отличается простым и предельно ясным языком. Автор доступным образом раскрыл смысл аятов и разъяснил его лаконичными и осмысленными выражениями. Он сумел истолковать не только содержание аятов, но и вытекающие из них религиозные предписания. Проанализировав поверхностный смысл откровений, он сумел обнаружить в них кладезь мудростей. При этом он не вдавался в пространные обсуждения, воздерживался от подробного изложений историй и не пересказывал повествования, дошедшие до нас от людей Писания.

Шейх не цитировал толкования, противоречащие смыслу коранических откровений, и прибегал к грамматическому анализу предложений только тогда, когда это было необходимо для разъяснения их смысла. Он придавал особое значение очевидному значению аятов и передавал его простыми словами, чтобы толкование было доступно для любого читателя, независимо от уровня его познаний. И ему удалось добиться этого, потому что его труд действительно является доступным и понятным для каждого читателя.

На страницах книги автор уделил особое внимание правильным мусульманским воззрениям, призыву к праведности, разъяснению шариатских предписаний и постулатов, на которых зиждется мусульманское право. Благодаря этому в его труде собраны воедино положительные качества многих других комментариев. И что немаловажно — он истолковал величественные качества Аллаха строго в соответствии с воззрениями праведных сподвижников, в отличие от некоторых комментаторов, позволивших себе исказить их истинный смысл.

По милости Аллаха мне довелось услышать часть этого толкования из уст самого шейха в кафедральной мечети г. Унайза. Я был в числе тех богословов, которые посоветовали опубликовать толкование пятой части Священного Корана еще при жизни шейха в 1375 г.х. Оно было опубликовано египетским издательством «Аль-Матбаа ас-Салафийя». Впоследствии было принято решение опубликовать это толкование целиком, и мне также довелось принять в этом непосредственное участие. В то время я работал судьей в г. Унайза. Толкование было опубликовано в 76–77 гг.х. уже после смерти шейха. Люди с большим удовольствием читали и преподавали его. Мы тоже преподавали его своим студентам, благодаря чему достигли больших успехов. Книга оказалась настолько доступной, что имамы мечетей нередко читали ее своим прихожанам. Впоследствии она была неоднократно переиздана и дополнена многочисленными комментариями и замечаниями.

Я прошу Аллаха самым лучшим образом вознаградить каждого, кто способствовал осуществлению этого полезного проекта, и смилостивиться над нами и над автором этого толкования. Воистину, Аллах — Щедрый, Великодушный. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам!

Абд ар-Рахман Ибн Акиль

27 рамадана 1416 г.х.

Предисловие автора

Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Различение, позволяющее отличить дозволенное от запрещенного, счастливых людей — от несчастных, а истину — от лжи.

По Своей милости Аллах сделал его верным руководством для всех людей, в особенности — для богобоязненных праведников, дабы они могли выбраться из заблуждения неверия, ослушания и невежества к свету веры, благочестия и знания.

Он сделал его исцелением для сердец, благодаря которому люди избавляются от сомнений и страстей, обретают убежденность и знание о возвышенных целях. Наряду с этим оно приносит исцеление от различных физических болезней, недугов и болей.

В нем нельзя усомниться, потому что его повествования, повеления и запреты — величайшая истина. Это — Благословенное Писание; в нем заключены многочисленные блага, глубокие знания и удивительные тайны. Благополучие и счастье в мирской и будущей жизнях можно обрести только, соблюдая его заповеди и наставления.

Аллах сообщил, что оно подтверждает и оберегает предыдущие Небесные Писания. Те стихи, правдивость которых оно подтверждает, являются истинными. Если же оно опровергает их, то они неприемлемы, потому что Коран включает в себя суть каждого из предыдущих Писаний и дополняет их.

Всевышний сказал: «Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его благоволение» (5:16). Коран ведет к Обители благополучия, проливает свет на ведущий к ней путь и призывает стремиться к ней. Он также разъясняет путь, ведущий к Обители страданий и предостерегает от нее.

Всевышний сказал: «Это — Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим» (11:1). Он разъяснил его аяты совершенным образом и придал им безупречный вид. Он разъяснил их так, чтобы истину можно было отличить от лжи, а прямой путь — от заблуждения. Эти разъяснения устраняют любые сомнения, потому что они даны Мудрым и Всеведущим Господом. Он говорит только правду, повелевает творить только добро и справедливость и запрещает только то, что причиняет вред религии и мирской жизни творений.

Всевышний поклялся Кораном и назвал его славным. Этот эпитет свидетельствует о величии и превосходстве его качеств. Причина этого в глубине и величии смысла коранических откровений. Аллах назвал его Напоминанием, поскольку он помогает помнить о божественном знании, прекрасной нравственности и праведных деяниях, а также служит увещеванием для тех, кто боится Его.

Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали Коран на арабском языке, чтобы вы могли понять его» (12:2). Он ниспослан на арабском языке, чтобы мы могли понять и осмыслить его. Аллах приказал нам размышлять над ним и постигать кроящиеся в нем знания. Размышления над Кораном — это ключ ко всякому благу, верный способ постижения знаний и тайн. Слава и хвала Ему за то, что Он сделал Свое писание наставлением и исцелением, милостью и светом, разъяснением и напоминанием, назиданием и благом, а также верным руководством и благой вестью для верующих.

Если человек осознает это, то ему станет ясно, что каждый несущий ответственность за свои деяния остро нуждается в познании смысла Корана и следовании его путем. Вот почему рабам полагается прилагать усилия и делать все возможное для того, чтобы изучить и понять коранические откровения, и они должны стремиться достичь этой цели кратчайшим путем.

Выдающиеся богословы написали много толкований Корана. Одни из них вдавались в пространные разъяснения и в большинстве случаев выходили за рамки обсуждаемых вопросов. Другие были настолько краткими, что ограничивались рассмотрением некоторых лексических значений аятов, не уделяя внимание их смыслу.

На наш взгляд, главной задачей комментатора должно быть разъяснение смысла откровений, а лексическое значение слов — всего лишь средством для достижения этой цели. Комментатор должен рассматривать контекст и смысл откровения и сравнивать его с другими похожими аятами. Он должен понимать, что они ниспосланы для того, чтобы наставить на прямой путь всех людей, — будь то ученые или невежды, горожане или кочевники.

Размышления над контекстом аятов и знание жизнеописания посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его взаимоотношений со своими сподвижниками и врагами в момент ниспослания этих аятов являются важнейшим фактором, позволяющим понять смысл откровений. Этот фактор становится еще более выраженным, если он дополняется знанием различных наук, связанных с арабским языком.

Если человек обладает ими, то ему остается лишь предаться продолжительным размышлениям над текстом и значением коранических аятов и тем, какие выводы из них следуют, какой смысл они в себе заключают и о чем свидетельствуют по смыслу и содержанию. Если он проявит усердие, то убедится, что Господь намного щедрее Своих рабов, ведь Он обязательно распахнет перед ним врата к кораническим знаниям и тайнам, которые человек не способен постичь самостоятельно.

Создатель почтил меня и моих братьев милостью, позволив нам, по мере наших возможностей, изучить Его великое писание. Я же решил написать толкование Корана, опираясь на знания, которые мне удалось приобрести и которыми меня одарил Аллах, дабы они стали напоминанием для тех, кто захочет приобрести их, послужили на благо тем, кто пытается их понять, и помогли тем, кто желает следовать прямым путем. Помимо этого, на написание этой книги меня подталкивала возможность утери некоторых из этих знаний.

Моей единственной целью при этом было разъяснение смысла откровений. Я не занимался анализом слов и выражений по причинам, которые были упомянуты выше. Кроме того, толкователи Корана справились с этим настолько прекрасно, что их последователям больше нечего добавить, и пусть Аллах воздаст им добром от имени всех мусульман.

Я полагаюсь на Аллаха и надеюсь, что Он облегчит для меня эту миссию и позволит мне достичь желаемого, ибо люди не могут достичь этого без Его поддержки. Я прошу Его сделать этот труд искренним перед Его Благородным Ликом и полезным для всех людей, ведь Он — Щедрый и Великодушный. Боже, благослови Мухаммада!

Замечание

При составлении этого толкования я приводил понятные мне значения каждого аята, даже если они уже были упомянуты мной ранее. Не довольствуясь этим, я каждый раз повторял их в толковании похожих аятов, потому что Аллах назвал Свое писание часто повторяющимися аятами. Повествования, истории, предписания и другие полезные сведения повторяются в нем, и в этом заключена великая мудрость. Аллах велел размышлять над Кораном целиком, поскольку это позволяет приумножить знания, добиться духовного и физического благополучия и привести в порядок все дела.

Правила толкования Корана,
без которых не может обойтись комментатор

Если имя в неопределенном состоянии употребляется в контексте отрицания, запрета, вопроса или условного предложения, то оно имеет общий смысл, и если слово, определяемое родительным падежом, стоит в единственном числе, то оно также имеет общий смысл. Примеров этому очень много, и если ты встречаешь имя в неопределенном состоянии, находящееся в одном из перечисленных контекстов, или слово, стоящее в единственном числе и определяемое именем в определенном состоянии в родительном падеже, то можешь считать правильными любые значения, вытекающие из этого откровения, не ограничиваясь тем, по какому поводу оно было ниспослано, потому что значение имеет общий смысл аята, а не конкретная причина его ниспослания.

Все события и действия, которые происходят и будут происходить, тебе следует сопоставлять с кораническими откровениями с общим смыслом, и тогда тебе станет ясно, что Коран разъясняет все сущее. Какое бы событие ни произошло, какие бы обстоятельства ни возникли, в Коране обязательно найдется их объяснение и разъяснение.

К основным положениям толкования также относится то, что упоминание определенного артикля перед производными словами или названиями группы вещей означает то, что это откровение включает в себя любые допустимые значения.

К общим понятиям относится то, что Коран проповедует веру в Единого Аллаха и помогает познать Его посредством Его имен, качеств и деяний. Все они свидетельствуют о том, что Аллах — Единственный Господь Бог и Единственный, Кто обладает совершенными качествами. Согласно Священному Корану, Аллах и поклонение Ему — это истина, тогда как поклонение всем остальным божествам лживо и бесполезно. В этой связи Коран выявляет всесторонние недостатки тех, кому поклоняются вместо Аллаха.

Коран также подчеркивает достоверность и правдивость всего, что принес Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, разъясняя совершенство и правильность этих знаний, правдивость его повествований и прелесть его предписаний. Коран разъясняет человеческое совершенство, которое было присуще посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Достичь таких высот не удавалось никому из тех, кто жил до него, и не удастся тем, кто появится на свет после него. Коран бросает вызов всем неверующим и предлагает им сочинить нечто подобное этому Писанию, если они говорят правду.

Правдивость Посланника, мир ему и благословение Аллаха, подтверждается свидетельством Аллаха, которое выражается в Его словах, деяниях и одобрительном согласии с его действиями. Аллах подтвердил его правдивость доводами и доказательствами, а также оказанной ему поддержкой и дарованной ему победой. Это подтверждается и свидетельством беспристрастных богословов. Коран сообщает об этом и сравнивает принесенные им правдивые повествования и предписания с лживыми сказаниями и порочными законами его врагов, нарекающих его лжецом. Это также подтверждается всевозможными чудесами, показанными им.

Истинность воскрешения Аллах объясняет, упоминая о совершенстве Своего могущества и сотворении небес и земли. Ведь создать их, поистине, сложнее, чем сотворить людей. Он объясняет это также тем, что создавший творение в первый раз без труда воссоздаст его еще раз, и тем, что оживляющий безжизненную землю способен вернуть к жизни и мертвых людей. Аллах упоминает о том, что разные народы были подвергнуты поучительному наказанию уже в этом мире, поскольку это было примером того, каким будет возмездие в жизни будущей.

Аллах призывает уверовать всех приверженцев лжи, неверующих, язычников и безбожников, упоминая превосходства религии и возвещая о том, что она учит правильным воззрениям, благородному нраву и праведным деяниям. Для этой цели Он разъясняет Свое величие и господство и напоминает о Своих великих милостях и том, что если Он — Единственный, Кто обладает абсолютным совершенством и одаряет Своих рабов щедротами, то никто другой, помимо Него, не заслуживает их поклонения. Что же касается приверженцев лжи, то их воззрения при изучении и рассмотрении оказываются злостными, порочными и имеют ужасные последствия.

К основным положениям толкования также относится то, что если ты уяснил значения прекрасных аятов по соответствию и содержанию, то тебе следует знать, что обязательные выводы из этих значений, их обязательные дополнения, их условия и их следствия должны рассматриваться наряду с этими значениями. Если повествование не может быть законченным без дополнения, то оно должно рассматриваться наряду с ним. Если предписание не может быть законченным без дополнения, то оно должно рассматриваться наряду с этим предписанием.

Следует знать, что если некоторые аяты кажутся противоречивыми и несовместимыми, то в действительности между ними нет никаких противоречий. Напротив, их необходимо сопоставлять друг с другом надлежащим образом. Также следует знать, что опускание дополнений и других зависимых слов указывает на то, что откровение имеет общий смысл. Это является одной из величайших мудростей опускания отдельных слов, однако непозволительно опускать слова, которые неочевидны из контекста. Еще следует знать, что если предписания конкретизированы определенными условиями или обстоятельствами, то эти конкретные условия необходимы для того, чтобы предписание вступило в силу.

Любое повеление подразумевает запрет на совершение противоположного, а любой запрет подразумевает повеление совершать противоположное. Если Аллах восхваляет Себя, отрицая существование у Него какого-нибудь недостатка, то это означает утверждение качества совершенства, противопоставляемого этому недостатку. Если Он восхваляет Своих посланников или приближенных рабов, отрицая существование у них какого-нибудь недостатка, то это означает, что они обладают похвальным качеством, противопоставляемым ему. Таким же образом, отрицание существования недостатков у Рая свидетельствует о том, что ему присущи совершенно противоположные качества.

К общим понятиям также относится то, что если истина разъяснена и очевидна, то совершенно недопустимо оспаривать ее в научных дискуссиях или противиться ей на деле, поскольку любое сопротивление ей тщетно, а любые дискуссии — бесполезны.

Любые понятия, отвергаемые Кораном, либо вообще отсутствуют, либо существуют, но не приносят никакой пользы. Сомнительные предположения не могут противостоять ясным знаниям, а неизвестные обстоятельства не могут противостоять подтвержденным фактам, и все, что не относится к истине, является заблуждением.

Аллах упомянул о вере и праведных деяниях во многих коранических откровениях, связал с ними воздаяние в мирской жизни и после смерти и сообщил об их многочисленных добрых последствиях. Под верой подразумевается твердая убежденность во всем, во что приказали уверовать Аллах и Его посланник, подтверждаемая деяниями. Под праведными деяниями подразумевается выполнение обязанностей перед Аллахом и Его рабами. Аллах приказал быть богобоязненными, похвалил богобоязненных рабов и связал с этим качеством обретение благ и избавление от неприятностей. Самой совершенной богобоязненностью является выполнение повелений Аллаха и повелений Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, избежание их запретов и убежденность в правдивости их слов.

Если Аллах одновременно упоминает о богобоязненности и добродетели, то под богобоязненностью подразумевается избежание любого рода ослушания, а под добродетелью — совершение праведных деяний. Если же эти понятия упоминаются в отдельности, то каждое из них включает в себя другое.

Во многих местах Аллах говорит о необходимой приверженности прямому пути и хвалит тех, кто следует им. Он сообщил о том, что право наставлять творения на прямой путь принадлежит Ему одному, и приказал нам просить Его вести нас этим путем, выполняя все деяния, способствующие достижению этой цели. Все это касается следования прямым путем посредством обретения правильных познаний и совершения праведных дел. Только тот следует прямым путем, кто знает истину и поступает в соответствии с ней. Противоположностью этого является обольщение и заблуждение. Кто знает истину, но не поступает в соответствии с ней, тот является обольщенным, а кто не ведает истины, тот — заблудший.

Аллах приказал творить добро и похвалил добродетельных рабов. Их вознаграждение упоминается во многих аятах. Добродетельным является тот, кто поклоняется Аллаху так, словно он видит Его, ибо даже если он не видит Его, то ведь Он видит его. Помимо этого, добродетельный человек делает все возможное для того, чтобы оказать творениям материальную и физическую пользу, а также помочь им словом.

Аллах повелел исправлять ошибки, похвалил поступающих так и сообщил о том, что Он не даст пропасть их награде. Под исправлением ошибок подразумевается исправление воззрений, нравов и деяний людей для того, чтобы они могли достичь вершины праведности. Под этим также подразумевается приведение в порядок духовной и мирской жизни людей, исправление отдельных людей и общества в целом. Противоположностью этого является распространение нечестия. Аллах запретил распространять его, упрекнул распространителей его и поведал о многочисленных видах уготованного для них наказания. Он также сообщил о том, что не приводит в порядок деяния таких людей, связанные с их религиозной и мирской жизнью.

Аллах подчеркнул превосходство убежденности, похвалил убежденных людей и поведал о том, что именно они извлекают пользу из коранических аятов и вселенских знамений. Убежденность — одна из форм знания. Она представляет собой твердое знание, плодами которого являются деяния и уверенность.

Аллах приказал проявлять терпение и похвалил терпеливых рабов. Их вознаграждение в мирской и будущей жизнях упоминается во многих аятах. Об этом говорится приблизительно в девяноста местах. Терпение имеет три формы: терпеливое повиновение Аллаху и всестороннее выполнение Его повелений совершенным образом; терпеливое избежание грехов и удержание от ослушания души, которая повелевает творить зло; и стойкость по отношению к превратностям судьбы, которые необходимо встречать с терпением и покорностью, не выражая негодования ни сердцем, ни телом, ни языком.

Аллах подчеркнул превосходство благодарности и возвестил о вознаграждении благодарных рабов. Он сообщил о том, что они — самые достойные творениями как в этом мире, так и в Последней жизни. Под благодарностью подразумевается признание всех милостей Аллаха, восхваление Его за эти милости и использование их ради служения Ему.

Во многих местах Аллах упомянул о страхе и боязни, повелел бояться Его и похвалил тех, кто обладает этим качеством. Он сообщил об их вознаграждении и том, что они извлекают пользу из Его знамений и сторонятся всего запрещенного. Сущность страха и боязни заключается в том, что раб боится предстать перед Аллахом и страшится Его величия так, что это чувство удерживает его от всего, что Он запретил.

Что касается надежды, то под ней подразумевается надежда на милость Аллаха в широком смысле этого слова и Его особую милость по отношению к рабу. Человек должен надеяться на то, что Аллах примет от него благодеяния, которые он совершил по Его милости, и простит ему проступки, в которых он раскаялся. Он должен связывать свои надежды с Господом во всех начинаниях.

Во многих местах Аллах также упомянул о необходимости обращаться к Нему и похвалил тех, кто поступает так. Человек действительно обращается к Аллаху, если его душа при любых обстоятельствах устремляется к Нему. Если на его долю выпадает радость, то он обращается к Аллаху, выражая свою признательность. Если на его долю выпадает беда, то он смиряется перед Господом. Если же он испытывает нужду, то он часто обращается к Нему с молитвами. Он обращается к Нему, поминая Его каждое мгновение.

Под обращением к Аллаху также подразумевается покаяние во всех совершенных грехах и устремление к Нему посредством всех поступков и высказываний. Для этого необходимо сопоставлять все деяния и слова с писанием Аллаха и Сунной Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, и оценивать их мерилом мусульманского шариата.

Всевышний приказал быть искренними, похвалил искренних рабов и поведал о том, что Он принимает только те деяния, которые были совершены искренне ради Него. Искренность проявляется тогда, когда раб совершает деяния для того, чтобы снискать благоволение одного лишь Аллаха и заслужить Его вознаграждение. Противоположностью этого является показуха, тщеславие и совершение деяний ради достижения корыстных целей.

Аллах запретил проявлять высокомерие, изобличил высокомерие и упрекнул надменных гордецов. Он сообщил об их наказании как при жизни на земле, так и после смерти. Высокомерием называется отказ от истины и пренебрежительное отношение к творениям. Противоположностью этого являются скромность и смирение. Аллах велел быть скромными и смиренными, похвалил тех, кто обладает такими качествами, и поведал об их вознаграждении. Смиренный раб принимает истину от всех, кто ее проповедует, и не презирает другие творения. Напротив, он признает их достоинства и желает им то, что он желает самому себе.

Под справедливостью подразумевается выполнение обязанностей перед Аллахом и перед Его рабами. Ее противоположностью является несправедливость. Это понятие включает в себя несправедливое отношение раба к самому себе посредством совершения грехов, приобщение сотоварищей к Аллаху, посягательство на жизнь, имущество и честь других рабов.

Правдивостью называется такое состояние, когда внутренний мир и внешнее поведение человека одинаково привержены прямому пути. Противоположностью этого является лживость.

Под ограничениями Аллаха подразумеваются Его запреты, что имеет место в следующем высказывании Всевышнего: «Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним» (2:187). Иногда под ними подразумевается все, что Аллах дозволил, разрешил, установил и предписал. Это значение имеет место в следующем откровении: «Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их» (2:229).

Под верностью подразумевается сохранение всего, что доверяют рабу. Это понятие включает в себя выполнение обязанностей перед Аллахом, особенно, сокрытых от людских глаз, а также обязанностей перед Его творениями.

Обязательства и договора включают в себя обязательства раба перед Аллахом, которые выражаются в поклонении и искреннем служении Ему одному, а также обязательства раба перед рабами.

Под мудростью и стойкостью подразумевается совершение надлежащих поступков должным образом.

Излишеством и расточительством называется чрезмерное расходование средств. Противоположностью этого являются скупость и скряжничество. Под этими качествами подразумевается уклонение от несения материальных обязанностей.

Под одобряемым подразумевается все, что шариат и разум считают прекрасным и полезным. Его противоположностью является предосудительное.

Под следованием прямым путем подразумевается неуклонное повиновение Аллаху и Его посланнику, мир ему и благословение Аллаха.

Недуг, поражающий сердце, бывает двух видов: сомнение в истине и страстное влечение к запретному.

Лицемерием называется выставление напоказ добра и сокрытие зла. Иногда оно проявляется в убеждениях, а иногда — только в деяниях.

Коран целиком является Ясным Писанием. Его аяты разъяснены в том смысле, что все они соответствуют мудрости, содержащиеся в них повествования являются в высшей степени правдивыми, а содержащиеся в них предписания — в высшей степени прекрасными. Коранические аяты похожи друг на друга в том смысле, что все они красноречивы и прекрасны, подтверждают друг друга и совпадают самым совершенным образом.

В то же время одни аяты изложены ясно, а другие требуют толкования. Последние могут иметь общий смысл, а могут допускать несколько толкований. Ясно изложенные аяты имеют совершенно ясный и понятный смысл. При сопоставлении их с аятами, требующими толкования, между ними не возникает никаких противоречий, и их истинный смысл легко проясняется.

Присутствие Аллаха рядом с творениями, упомянутое в Коране, бывает двух видов. К первому виду относится всеобщее присутствие, которое достигается благодаря знанию и осведомленности Аллаха. Он присутствует рядом со Своими рабами, где бы они ни были. Ко второму виду относится особое присутствие, которое проявляется в том, что Аллах помогает Своим избранным творениям, проявляет к ним снисходительность и оказывает им поддержку.

Молитвы и мольбы включают в себя как молитвы с целью поклонения, под которыми подразумеваются все обряды поклонения, которые велели совершать Аллах и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, так и молитвы с просьбами одарить добром и избавить от зла.

Под благим подразумевается все то, что прекрасно и полезно, в том числе — религиозные убеждения, нравственные принципы, деяния, яства, напитки или приобретенные богатства. Противоположностью этого является скверное. Иногда под скверным подразумевается все дурное, а под благим — все хорошее. В этом значении это слово использовано в следующем откровении: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное, чего бы вы сами не взяли, пока не зажмурили глаза» (2:267).

Под пожертвованиями и расходами подразумеваются как обязательные расходы, например, закят, искупительные пожертвования, материальное обеспечение самого себя, расходы на содержание семьи и рабов; так и желательные расходы, например, пожертвования на любые благотворительные цели.

Аллах повелел уповать на Него и испрашивать у Него помощь. Похвала в адрес уповающих рабов встречается во многих местах. Сущность упования заключается в том, что человек всей душой полагается на то, что Аллах одарит его добром и убережет его от зла во всех религиозных и мирских начинаниях, и обладает твердой верой в достижение поставленной цели.

Аллах подчеркнул превосходство разума, похвалил разумных людей и сообщил о том, что именно они извлекают уроки из знамений. Разум помогает человеку понять истину, которая способна принести пользу, и поступать в соответствии с ней. Он помогает удержаться от всего, что причиняет вред. Разум называют словами хиджр (производное от глагола ‘препятствовать’), любб (производное от глагола ‘быть проницательным’), нуха (производное от глагола ‘запрещать’), а причина этого заключается в том, что разум удерживает человека от того, что может навредить ему.

Знанием называется осведомленность о прямом пути, подкрепленная доводами и доказательствами. Оно складывается из знания полезных и необходимых вопросов, знания их доказательств и путей, ведущих к ним. Полезным является знание об истине и совершение соответствующих ему деяний. Его противоположностью является невежество.

Арабское слово умма употребляется в Коране в четырех значениях. Чаще всего оно означает ‘группа людей’, иногда — ‘промежуток времени’, ‘религия’, ‘образец для подражания в добрых делах’.

Арабский глагол истава употребляется в Коране в трех значениях. Если после него стоит предлог, обозначающий высокое положение, то он означает ‘вознесся; поднялся’. В таком значении он употребляется в следующем высказывании Всевышнего: «Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон» (7:54).

Если после него стоит предлог, обозначающий направление, то он означает ‘устремился; обратился’. В таком значении он употребляется в следующем откровении: «Он — Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами» (2:29).

Если же после него нет предлогов, то он означает ‘достиг совершенства’. В таком значении он употребляется в следующем откровении: «Когда он достиг зрелого возраста, Мы даровали ему власть [или: мудрость; или: пророчество] и знание» (28:14).

Во многих аятах Аллах велел раскаиваться, похвалил раскаивающихся рабов и поведал об их вознаграждении. Под покаянием подразумевается отказ душой и телом от того, что ненавистно Аллаху, и обращение душой и телом к тому, что Он любит.

Аллах приказал следовать прямым путем и похвалил тех, кто следует этим прямым путем. Под ним подразумевается путь, ведущий к Его благоволению и награде от Него. Этот путь зиждется на подражании Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, в словах, делах и любых начинаниях.

Аллах повелел поминать Его, похвалил тех, кто поступает так, и упомянул об их вознаграждении как в мирской жизни, так и после смерти. В самом широком смысле под поминанием Аллаха подразумевается все, что приближает раба к Нему, в том числе — религиозные воззрения, полезные размышления, прекрасные нравственные качества, деяния души и тела, слова восхваления Аллаха, изучение основных и второстепенных шариатских предписаний и все, что способствует достижению этих целей. Все это считается поминанием Аллаха.

Толкование прекрасных имен Аллаха

Многие прекрасные имена Аллаха повторяются в Коране, когда этого требуют обстоятельства и когда возникает необходимость указать на их глубокий смысл.

Господь (Ар-Рабб — الرب). Это имя повторяется во многих аятах. Господом называется тот, кто заботится обо всех рабах, управляя их судьбами и одаряя их благами. Особую заботу Аллах проявляет к Своим избранникам, приводя в порядок их сердца, души и нравственный облик. В своих молитвах они часто называют Его этим славным именем, потому что надеются на Его особую заботу.

Аллах (Аллах — الله) — Тот, Кто заслуживает обожествления и поклонения. Все творения обязаны обожествлять Его и поклоняться Ему, потому что Он обладает божественными качествами, т. е. качествами совершенства.

Царь (Аль-Малик — الملك), Властелин (Аль-Малик — المالك), Обладающий властью (Аллязи ля-ху ль-мульк — الذي له الملك) — Тот, Кто обладает властью. Это качество проявляется в величии, гордости, могуществе и правлении. Он единолично творит и повелевает, вознаграждает и наказывает. Ему принадлежат высший и низший миры, и все творения являются Его рабами и нуждаются в Нем.

Единый (Аль-Вахид — الواحد), Единственный (Аль-Ахад — الأحد) — Тот, Кто обладает всеми качествами совершенства и не разделяет их с другими. Рабы обязаны признавать Его единство в душе, на словах и на деле. Для этого они должны верить в Его абсолютное совершенство и посвящать обряды поклонения только Ему одному.

Самодостаточный (Ас-Самад — الصمد) — Тот, к Кому все творения обращаются при любых обстоятельствах и с любыми просьбами, поскольку Его божественная сущность, имена, качества и деяния абсолютны и совершенны.

Знающий (Аль-‘Алим — العليم), Ведающий (Аль-Хабир — الخبير) — Тот, Чьи знания охватывают все зримое и незримое, тайное и явное, неизбежное, невероятное и возможное, Кто ведает о высшем и низшем мирах, знает о прошлом, настоящем и будущем и ничего не оставляет незамеченным.

Мудрый (Аль-Хаким — الحكيم) — Тот, Чья высшая мудрость проявляется в Его творениях и повелениях, Кто создает творения прекрасными. Всевышний сказал: «Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (5:50). Он не создает творения и не издает законы понапрасну. Он обладает властью в этом мире и в будущей жизни. Он обладает тремя формами власти, которыми не обладает никто другой: вершит судьбу рабов по законам шариата, предопределения и справедливого возмездия. Мудрость — это умение расставлять вещи по своим местам.

Милостивый (Ар-Рахман — الرحمن), Милосердный (Ар-Рахим — الرحيم), Добродетельный (Аль-Барр — البر), Великодушный (Аль-Карим — الكريم), Щедрый (Аль-Джавад — الجواد), Сострадательный (Ар-Рауф — الرؤوف), Дарующий (Аль-Ваххаб — الوهاب). Эти имена обладают схожим смыслом, и каждое из них свидетельствует о том, что Господь обладает милостью, добротой, щедростью и великодушием. Его милосердие безгранично, Его дары щедры, а Его милость объемлет все сущее в строгом соответствии с божественной мудростью. Но значительная и самая славная часть ее предназначена только для правоверных, поскольку Он сказал: «Моя милость объемлет все сущее. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны» (7:156). Все блага и щедроты — результат Его милости, щедрости и великодушия, все прелести мирской и будущей жизней — тоже результат Его милости.

Слышащий (Ас-Сами‘ — السميع) — Тот, Кто слышит все звуки и внимает всем, кто обращается к Нему на любых языках со всевозможными просьбами.

Видящий (Аль-Басыр — البصير) — Тот, Кто видит все существа, даже если они являются маленькими и крошечными. Он видит черного муравья, ползущего по твердой скале в темную ночь. Он видит все, что происходит под семью землями, и все, что творится над семью небесами. Он слышит и видит тех, кто заслуживает воздаяние, соответствующее божественной мудрости. Это последнее значение полностью опирается на божественную мудрость.

Достохвальный (Аль-Хамид — الحميد) — Тот, Чья божественная сущность, Чьи имена, качества и деяния заслуживают похвалы. Он обладает самыми прекрасными именами и самыми совершенными качествами. Он совершает безупречные и самые прекрасные деяния, и все они зиждутся либо на милости, либо на справедливости.

Славный (Аль-Маджид — المجيد), Большой (Аль-Кабир — الكبير), Великий (Аль-‘Азым — العظيم), Величественный (Аль-Джалиль — الجليل). Ему присущи слава, гордость и величие. Он больше, величавее, славнее и превыше всего сущего. Сердца Его возлюбленных и избранников преисполнены уважения и почтения к Нему. Они покорны Ему и смиренны перед Его величием.

Снисходительный (Аль-‘Афувв — العفو), Прощающий (Аль-Гафур — الغفور), Всепрощающий (Аль-Гаффар — الغفار) — Тот, Чьим неотъемлемым качеством во все времена остается снисходительность и всепрощение. Все существа нуждаются в Его снисходительности и прощении, милости и великодушии. Он обещал простить и помиловать тех, кто своими деяниями заслужит такое отношение. Всевышний сказал: «Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал и вершил добро, а потом последовал прямым путем» (20:82).

Принимающий покаяния (Ат-Тавваб — التواب) — Тот, Кто не перестает принимать покаяние кающихся и прощать грехи раскаивающихся. Если человек обращается к Аллаху с искренним покаянием, то Он непременно принимает его покаяние. Он прощает кающихся вначале, когда помогает им принести покаяние и направляет их сердца к нему. Он прощает их после их покаяния, когда принимает его и отпускает им прегрешения.

Святой (Аль-Куддус — القدوس), Пречистый (Ас-Салям — السلام) — Тот, Кто не обладает никакими недостатками и совершенно не походит на творения. Он далек от любых пороков и того, чтобы творения разделяли с Ним качества совершенства полностью или хотя бы частично. Всевышний сказал: «Нет никого, подобного Ему» (42:11); «…И нет никого равного Ему» (112:4); «Знаешь ли ты другого с таким именем [или: подобного Ему] (19:65); «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (2:22). Святость и чистота отрицают существование у Него любых недостатков и подразумевают обладание Им всестороннего и абсолютного совершенства, ибо отрицание недостатков всегда подразумевает обладание абсолютным совершенством.

Возвышенный (Аль-‘Али — العلي), Всевышний (Аль-А‘ля — الأعلى) — Тот, Кто обладает всесторонним и абсолютным величием, Кто занимает высокое положение над творениями, обладает возвышенными качествами и владычествует над всем сущим. Он вознесся на Трон и объял Свое царство. Он обладает могуществом, гордостью, величием, красотой и высшим совершенством, и все эти качества присущи Ему в самой совершенной форме.

Могущественный (Аль-‘Азиз — العزيز) — Тот, Кто обладает абсолютным могуществом, Кто обладает силой и способностью одержать верх или помешать кому-либо. Он не позволяет никому из творений восторжествовать над Ним и подчиняет Себе все сущее, и поэтому творения покоряются Ему и смиряются перед Его величием.

Всесильный (Аль-Кави — القوي), Крепкий (Аль-Матин — المتين). Эти имена схожи по смыслу с именем Могущественный.

Могучий, Выправляющий (Аль-Джаббар — الجبار). Это имя сходно по смыслу с именами Высокий, Всевышний, Всемогущий и Сострадательный. Он приводит в порядок сломанные сердца, поддерживает слабых и беспомощных и помогает тем, кто прибегает к Его покровительству.

Гордый (Аль-Мутакяббир — المتكبر) — Тот, Кто по причине Своего величия и Своей гордости превозносится над злом, недостатками и пороками.

Творец (Аль-Халик — الخالق), Создатель (Аль-Бари’ — البارئ), Дарующий облик (Аль-Мусаввир — المصور) — Тот, Кто творит все сущее, по Своей мудрости придает творениям соразмерность и одаряет их обликом, заслуживая тем самым славную похвалу. Это качества всегда было и будет присуще Ему.

Оберегающий (Аль-Му’мин — المؤمن) — Тот, Кто восхваляет Себя, возвещая о Своих качествах совершенства и совершенстве Своего величия и Своей красоты, Кто отправляет посланников и ниспосылает Писания со знамениями и доказательствами, Кто подтверждает правдивость Своих посланников посредством любых чудес и доводов, свидетельствующих об их правдивости и достоверности всего, что они проповедуют.

Хранитель (Аль-Мухаймин — المهيمن) — Тот, Кто ведает о самых скрытых событиях и тайных помыслах, Чьи знания охватывают все сущее.

Всевластный (Аль-Кадúр — القدير) — Тот, Кто обладает совершенным могуществом; Кто благодаря Своему могуществу сотворил все сущее, управляет Своими творениями, придает им соразмерность и совершенный облик, оживляет мертвых и умерщвляет живых; Кто воскресит рабов для того, чтобы они получили воздаяние, вознаградит праведников за их благодеяния и покарает грешников за их прегрешения; Кому стоит захотеть чего-либо и сказать: «Будь!» — как желаемое сбывается; Кто благодаря Своему могуществу управляет сердцами и направляет их туда, куда пожелает.

Проницательный, Добрый (Аль-Лятыф — اللطيف) — Тот, Чьи знания охватывают все тайное и сокровенное, Кто доподлинно ведает обо всех сокрытых и мельчайших вещах, Кто проявляет милость к Своим верующим рабам, Кто по Своей доброте одаряет их тем, что приносит им пользу, оттуда, откуда они даже не ожидают этого. Это имя схоже по смыслу с именами Ведающий и Сострадательный.

Требующий отчета (Аль-Хасиб — الحسيب) — Тот, Кому доподлинно известно о рабах, Кто полностью удовлетворяет уповающих на Него, Кто вознаграждает и наказывает Своих рабов, руководствуясь Своей мудростью и Своими знаниями об их больших и малых деяниях.

Наблюдающий (Ар-Ракиб — الرقيب) — Тот, Кто ведает обо всем, что кроется в сердцах, Кто сохраняет все, что приобретает человек, Кто оберегает Свои творения, располагает их в самом прекрасном порядке и управляет ими совершенным образом.

Хранитель (Аль-Хафиз — الحفيظ) — Тот, Кто хранит Свои творения и объемлет знанием все сущее; Кто оберегает Своих возлюбленных рабов от грехов и губительных поступков; Кто проявляет к ним милость, когда они находятся в движении и когда они отдыхают; Кто исчисляет деяния рабов и воздает им за них.

Всеобъемлющий (Аль-Мухит — المحيط) — Тот, Чьи знания, могущество, милость и власть распространяются на все сущее.

Всемогущий (Аль-Каххар — القهار) — Тот, Кому подвластны и покорны все творения, поскольку Он обладает могуществом, силой и совершенными возможностями.

Дарующий пропитание (Аль-Мукит — المقيت) — Тот, Кто одаряет всякую тварь всем, что необходимо для ее существования, Кто наделяет творения уделом и распределяет его, как пожелает, — мудрым и похвальным образом.

Доверенный (Аль-Вакиль — الوكيل) — Тот, Кто управляет делами Своих творений благодаря Своему знанию, абсолютному могуществу и безграничной мудрости; Кто покровительствует Своим возлюбленным рабам, облегчает им путь ко всему легкому и отдаляет их от всего тяжкого; Кто устраивает их дела. И если человек вверяет свою судьбу в Его руки, то Он избавляет его от любых трудностей. Всевышний сказал: «Аллах — Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету» (2:257).

Обладающий славой и великодушием (Зу-ль-джаляли ва-ль-икрам — ذو الجلال والإكرام) — Тот, Кто обладает величием, гордостью, милосердием и щедростью; Кто делает добро всем творениям в целом и правоверным в частности; Кто оказывает милость Своим возлюбленным избранникам, которые почитают, возвеличивают и любят Его.

Любящий, Любимый (Аль-Вадуд — الودود) — Тот, Кто любит Своих пророков, посланников и их последователей, Кого они любят сильнее всего на свете. Их сердца переполнены любовью к Нему, а их уста постоянно восхваляют Его. Они стремятся и обращаются к Нему всей душой — искренне и с любовью.

Судия, Раскрывающий (Аль-Фаттах — الفتاح) — Тот, Кто вершит судьбами Своих рабов на основании законов религии, вселенских законов и законов возмездия; Кто по Своей милости раскрывает глаза правдивым рабам и раскрывает их сердца для того, чтобы они могли познать Его, возлюбить Его и устремиться к Нему; Кто раскрывает перед Своими рабами ворота милости и всевозможных благ и указывает им на пути, ведущие к благополучию при жизни на земле и после смерти. Всевышний сказал: «Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него» (35:2).

Наделяющий уделом (Ар-Раззак — الرزاق) — Тот, Кто наделяет уделом и пропитанием всех рабов. Нет на земле такого живого существа, которого бы Аллах не взялся обеспечить пропитанием. Даруемый рабам удел бывает двух видов: общий и особый. Общий удел полагается как праведникам, так и грешникам, и предназначается для их тел. Особый удел предназначается для души и представляет собой знания и веру, а также приобретенные дозволенным путем богатства, которые позволяют человеку сохранять праведность и набожность. Этого особого удела удостаиваются правоверные, которые получают его в разной степени в соответствии с мудростью и милостью Господа.

Справедливый судья (Аль-Хакам Аль-‘Адиль — الحكم العدل) — Тот, Кто справедливо и беспристрастно разрешает все разногласия между рабами в мирской и будущей жизнях; Кто ни с кем не поступает несправедливо даже весом на одну пылинку и не возлагает на людей ответственности за чужие грехи; Кто наказывает рабов только за совершенные ими прегрешения и возмещает им попранные другими права, и поэтому каждый, чьи права были ущемлены, непременно получит все, что ему полагалось. Его решения и предопределение справедливы, и поэтому коранический аят гласит: «Воистину, мой Господь — на прямом пути» (11:56).

Собирающий людей (Джами‘ ан-нас — جامع الناس) — Тот, Кто соберет людей в день, в котором невозможно усомниться, Кто соберет их деяния и дарованные им блага, не оставив без внимания ни малого, ни большого; Кто благодаря Своему безграничному могуществу и всеобъемлющему знанию соберет тела первых и последних людей.

Живой (Аль-Хайй — الحي), Вседержитель (Аль-Кайюм — القيوم) — Тот, Кто живет совершенной жизнью и ни в чем не нуждается; Кто поддерживает жизнь всех обитателей небес и земли; Кто управляет их судьбами, одаряет их пропитанием и управляет всеми их делами. Живой объединяет в Себе качества, присущие божественной сущности, а Вседержитель объединяет в Себе божественные деяния.

Свет небес и земли (Нур ас-самавати ва-ль-ард — نور السموات والأرض) — Тот, Кто озаряет сердца знающих людей знанием о Нем и верой в Него; Кто озаряет их души верным руководством; Кто освещает небеса и землю посредством созданных Им светил. Его покрывала — из света, и если их приподнять, то сияние Его лика сожжет все творения, на которые падет Его взор.

Создатель небес и земли (Бади‘ ас-самавати ва-ль-ард — بديع السموات والأرض) — Тот, Кто создал небеса и землю, которые никогда прежде не существовали, придал им совершенный и удивительный вид и установил на них восхитительный и точный порядок.

Удерживающий (Аль-Кабид — القابض), Простирающий (Аль-Басит — الباسط) — Тот, Кто удерживает блага и отнимает души, Кто наделяет щедрым уделом и доставляет радость сердцам, поступая в соответствии со Своей мудростью и милостью.

Одаряющий (Аль-Му‘ты — المعطي), Лишающий (Аль-Мани‘ — المانع) — Тот, Кто дарует так, что никто не в силах помешать этому, и лишает так, что никто не в силах воспрепятствовать этому. Его следует просить одарить благами и защитить от несчастий. Он одаряет благами, кого пожелает, и защищает от несчастий, кого пожелает, руководствуясь Своей мудростью и милостью.

Свидетель (Аш-Шахид — الشهيد) — Тот, Кто ведает обо всем сущем, слышит любые громкие и тихие звуки, видит все большие и маленькие существа; Который объемлет знанием все сущее и свидетельствует за и против Своих рабов обо всем, что они совершили.

Начинающий (Аль-Мубди’ — المبدئ), Повторяющий (Аль-Му‘ид — المعيد). Всевышний сказал: «Он создает творение в первый раз, а затем воссоздает его» (10:4). Он сотворил рабов в первый раз, чтобы подвергнуть их испытанию и увидеть, чьи деяния будут лучше, а затем воссоздаст их, чтобы праведники получили наилучшее вознаграждение, а грешники были наказаны за свои прегрешения. Он создает Свои творения постепенно и повторяет этот процесс каждый миг.

Совершающий то, что пожелает (Аль-Фи‘аль ли-ма юрид — الفعال لما يريد). Его могущество совершенно, а Его воля беспрекословно исполняется. Он совершает все, что пожелает, и никто не может помешать или воспротивиться этому. Он не нуждается в соратниках и помощниках, и стоит Ему сказать: «Будь!» — как желаемое сбывается. Он способен совершить все, что угодно, однако Его желания подчинены Его божественной мудрости и похвальны. Ему присуще совершенное могущество, и любое Его желание беспрекословно исполняется, но все, что Он совершил и совершает, обязательно преисполнено мудрости.

Богатый (Аль-Гани — الغني), Избавляющий от нужды (Аль-Мугни — المغني) — Тот, Кто самодостаточен и обладает всесторонним и абсолютным богатством. Он совершенен, обладает безупречными качествами и лишен любых недостатков, а это значит, что Он богат и самодостаточен. Самодостаточность — Его неотъемлемое качество, и подобно тому, как Он является Всемогущим Творцом, дарует пропитание и делает добро, Он ни в ком и ни в чем не нуждается. Он богат и распоряжается сокровищницами небес и земли, а также сокровищницами мирской и будущей жизней. Он дарует достаток всем творениям в самом широком смысле и одаряет достатком Своих избранников, наполняя их сердца божественным знанием и верой.

Выдержанный (Аль-Халим — الحليم) — Тот, Кто одаряет творения зримыми и незримыми благами, несмотря на их ослушание и многочисленные ошибки. Он не спешит наказывать грешников за ослушание и предоставляет им отсрочку, чтобы они могли раскаяться и вернуться на прямой путь.

Признательный (Аш-Шакир — الشاكر), Благодарный (Аш-Шакур — الشكور) — Тот, Кто благодарит даже за самые маленькие благодеяния и прощает большие прегрешения; Кто приумножает вознаграждение искренних рабов без всякого счета; Кто благодарит тех, кто благодарен, и поминает тех, кто поминает Его. И если человек приближается к Нему посредством своих праведных деяний, то Он устремляется к нему еще быстрее.

Близкий (Аль-Кариб — القريب), Внимающий (Аль-Муджиб — المجيب). Всевышний близок ко всему сущему. Его близость бывает двух видов. Всеобщая близость к творениям достигается благодаря Его знаниям и осведомленности, а также благодаря тому, что Он наблюдает за ними, видит и объемлет их. Особая близость Аллаха проявляется по отношению к тем, кто поклоняется Ему, взывает к Нему и любит Его.

Постичь сущность ее невозможно, однако узнать о ней можно благодаря ее результатам, ведь Аллах осеняет Своих рабов милостью, проявляет о них заботу, наставляет их на прямой путь и исправляет их. Результатом этой близости является то, что Он внимает тем, кто взывает к Нему, и обращается к тем, кто поклоняется Ему. Он внимает всем молящимся, когда бы они ни взывали к Нему, где бы они ни находились и в каком бы состоянии они ни были, ведь Он обещал поступать так со всеми творениями, но особым образом Он внимает тем, кто отвечает на Его призыв и подчиняется Его шариату. Он внимает тем, кто испытывает острую нужду, не связывает свои надежды с творениями и уповает на Него с верой, надеждой и страхом.

Достаточный (Аль-Кяфи — الكافي) — Тот, Кто обеспечивает рабов всем, что им необходимо и в чем они нуждаются, Кто особым образом помогает тем, кто верует в Него, уповает на Него и просит Его о помощи в религиозных и мирских делах.

Первый (Аль-Авваль — الأول), Последний (Аль-Ахир — الآخر), Высочайший (Аз-Захир — الظاهر), Ближайший (Аль-Батын — الباطن). Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, лаконично и ясно истолковал смысл этих имен, когда обратился к своему Господу со словами: «Ты — Первый, и нет никого до Тебя. Ты — Последний, и нет никого после Тебя. Ты — Высочайший, и нет никого над Тобой. Ты — Ближайший, и нет никого под Тобой».

Объемлющий (Аль-Васи‘ — الواسع) — Тот, Кто обладает всеобъемлющими качествами и эпитетами. Никто не способен восхвалить Его так, как Он этого заслуживает, кроме Него Самого. Его величие, власть и царство необъятны, Его милость и добродетель велики, а Его щедрость и великодушие безграничны.

Наставляющий (Аль-Хади — الهادي), Указывающий (Ар-Рашид — الرشيد) — Тот, Кто указывает Своим рабам на все, что может принести им пользу и уберечь их от вреда; Кто обучает их тому, чего они не знают, и наставляет их на прямой путь; Кто внушает им богобоязненность и делает их сердца стремящимися к Нему и покорными Его воле.

Имя Указывающий также имеет значение, сходное со значением имени Мудрый. Он произносит правильные слова и совершает правильные деяния. Его законы преисполнены добра, здравомыслия и мудрости, а Его творения имеют правильное предназначение.

Истинный (Аль-Хакк — الحق) — Тот, Чьи качества и божественная сущность истинны. Его существование необходимо, и Его качества и эпитеты могут быть только совершенными. Ничто не может просуществовать без Него. Величие, красота, совершенство и доброта присущи Ему изначально и будут присущи Ему всегда. Его слова являются истиной, Его деяния — истина, встреча с Ним и Его посланниками — истина, Его писания — истина, Его религия — истина, поклонение Ему одному и непризнание наряду с Ним никаких сотоварищей — тоже истина, и все, что связано с Ним, является истиной. Объясняется это тем, что Аллах Сам — Истина, тогда как остальные божества, на которых молятся наряду с Ним, являются лживыми, и тем, что Аллах — Возвышенный, Большой.

Всевышний сказал: «Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (18:29); «Что может быть за истиной, кроме заблуждения?» (10:32); «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель» (17:81).

Хвала Аллаху, по Чьей милости благие дела доводятся до завершения! Мир и благословения Пророку Мухаммаду, его семье, его сподвижникам и всем, кто последует их путем вплоть до наступления Судного дня!